Требования к компетенции выпускника, имеющего специальность "Изобразительное искусство и черчение" квалификация «Учитель изобразительного искусства и черчения
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ включают в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации музыкального образования.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. Преподавание изобразительного искусства
в общеобразовательных учреждениях.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки изобразительного искусства.
ПК 1.2. Организовывать и проводить уроки изобразительного искусства.
ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 1.4. Анализировать уроки изобразительного искусства.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения изобразительному искусству.
2. Преподавание черчения в общеобразовательных учреждениях.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать уроки черчения.
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки черчения.
ПК 2.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 2.4. Анализировать уроки черчения.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению.
3. Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения.
ПК 3.1. Выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
ПК 3.3. Выполнять объемно-пластические работы с натуры,
по памяти и представлению в различных материалах.
ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.
ПК 3.5. Читать и выполнять чертежи и эскизы в ручной графике.
4. Организация и проведение внеурочных мероприятий
в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.
ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.
ПК 4.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях.
ПК 4.4. Анализировать внеурочные мероприятия.
ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
5. Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.
ПК 5.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.
ПК 5.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики.
Выпускник должен быть готов к работе в качестве учителя изобразительного искусства и черчения средних общеобразовательных школ, руководителя кружков и факультативов по изобразительной деятельности, а также по изучению народных промыслов России.
Основные виды деятельности учителя
изобразительного искусства и черчения:
- образовательно-воспитательная - осуществление учебного процесса в соответствии с образовательными программами средней школы; решение задач всестороннего развития личности и осуществление эстетического, нравственного и трудового воспитания в процессе обучения изобразительному искусству (ИЗО) и черчению; создание педагогических условий, способствующих эффективному овладению необходимыми знаниями и умениями; развитие творческих способностей учащихся и подготовка их к самостоятельному художественному творчеству; руководство различными видами изобразительной деятельности школьников в процессе внеклассной работы; осуществление личностно ориентированного подхода на основе анализа результатов обучения и проектирования путей совершенствования методики преподавания изобразительного искусства и черчения; обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- учебно-методическая - планирование учебной деятельности на основе изучения образовательных программ, учебно-методической, искусствоведческой и технической литературы; совершенствование методики преподавания изобразительного искусства и черчения на основе анализа достигнутых результатов; проведение исследовательской работы;
- социально-педагогическая - целенаправленная работа с родителями: разъяснение им значения изучения художественных дисциплин для всестороннего развития личности, ознакомление с особенностями методики ИЗО и черчения и со спецификой материального обеспечения учебного процесса;
- культурно-просветительская - организация изобразительно-досуговой деятельности детей, внеклассной и внешкольной работы с использованием умений в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества; приобщение к национальным, региональным культурным традициям.
Выпускник должен уметь:
· проектировать, планировать и осуществлять процесс обучения изобразительному искусству и черчению на основе анализа и оценки образовательного уровня учащихся;
· владеть необходимым объемом знаний и умений в области данных дисциплин;
· разбираться в различных направлениях и течениях изобразительного искусства и давать им грамотную эстетическую оценку;
· руководить различными видами внеклассной работы, связанными с изобразительной деятельностью школьников;
· обеспечивать условия для эстетического, нравственного и трудового воспитания;
· осуществлять руководство художественным творчеством детей;
· осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку для оказания содействия в обучении;
· вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
· осуществлять межпредметные связи;
· пользоваться аудиовизуальными средствами обучения и компьютерной техникой;
· владеть умениями самообразования и самовоспитания.
Выпускник должен знать:
· основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенцию о правах ребенка; Международную конвенцию о правах и основных свободах человека; Конституцию Российской Федерации; Федеральный закон "Об образовании в РФ");
· цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников;
· основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста;
· методики обучения изобразительному искусству, черчению, декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам;
· основные направления, течения и особенности развития изобразительного искусства; теоретические основы специальных дисциплин;
· особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий, инструктивные документы по вопросам охраны жизни и здоровья ребенка и организации безопасности его жизнедеятельности.